Роялти что это во франшизе простыми словами

В современном бизнесе невероятно востребован франчайзинг – ведение предпринимательской деятельности под именем крупной торговой марки. Благодаря такой системе, франчайзер получает возможность увеличить объёмы продаж, а франчайзи приобретает готовую модель, гарантирующую успех его бизнеса за счёт присоединения к раскрученному бренду.

Передача франшизы осуществляется на основе лицензионного соглашения, предметом которого выступают логотип, линейка товаров, технология/рецептура, сырьё, дизайн торговых точек. Уплачивая роялти, предприниматель получает право пользоваться такими деловыми наработками.

Роялти — что это?

По сути, роялти – это плата франчайзи за пользование атрибутикой бренда. Например, у «McDonald’s» такие атрибуты включают знаменитую букву «М» на вывесках, красно-жёлтую палитру и слоган «Вот что я люблю».

Роялти позволяют бренду модернизировать свои технологии, проводить активную маркетинговую политику и разрабатывать новые продукты. Каждая компания определяет величину роялти по-своему, поэтому существует несколько разновидностей таких платежей.

Виды роялти

Франчайзеры применяют четыре схемы начисления роялти:

  • в процентах от объёма продаж (в отсутствие фактических продаж отчисления не делаются);
  • в процентах от величины выручки (обычно от 5%);
  • фиксированная сумма (делает франчайзинг более прозрачным, а предпринимателю позволяет планировать свой бизнес в более спокойном и комфортном режиме);
  • скрытый платёж (наценка, включённая в оптовую цену, по которой дистрибьюторы закупают продукцию брендов одежды, обуви и аксессуаров).

Конкретная схема зависит от задач компании и сферы её деятельности. При этом система лицензионных платежей выбирается так, чтобы потенциальным партнёрам было выгодно присоединиться к франшизе, ведь цель компании – получать в будущем стабильный доход от бизнеса её франчайзи.

Выплата роялти

В отличие от паушального взноса, уплачиваемого предпринимателем один раз при покупке франшизы, роялти выплачиваются на регулярной основе (как правило, ежемесячно). Такие платежи взимаются в течение всего срока действия лицензионного соглашения.

Чтобы снизить первоначальную финансовую нагрузку партнёра, владелец бренда может менять порядок выплаты роялти. Например, некоторые компании дают отсрочку (каникулы), освобождая франчайзи от лицензионных платежей на первые месяцы действия франшизы или до тех пор, пока предприниматель не выйдет «в ноль». Кроме того, на роялти может быть перенесена часть паушального взноса – в этом случае величина ежемесячных отчислений поначалу будет максимальной, но постепенно начнёт снижаться. Если же размер роялти фиксирован, то правообладатель может сделать так, чтобы вначале такие суммы были небольшими и возрастали по мере того, как бизнес франчайзи будет набирать обороты.

На территории РФ роялти чаще всего выплачиваются в рублях. Тем не менее, международные бренды нередко взимают лицензионные платежи в других валютах, включая долларах США.

что такое роялти во франшизе простыми словами

Какой должна быть величина роялти

Для определения корректной ставки правообладатель должен тщательно проанализировать ряд параметров, характеризующих деятельность самой компании и её франчайзи:

  1. Объём ежемесячных расходов владельца франшизы. В некоторых отраслях предприниматели несут существенные издержки производства. Корректный размер роялти не вынудит франчайзи уйти «в минус» и сделает их бизнес экономически целесообразным.
  2. Объём оказываемого сопровождения. Если в первый год работы франшизы компания оказывает предпринимателю дорогостоящую деловую поддержку, то имеет смысл заложить более высокую ставку роялти.
  3. Объём преимуществ, получаемых франчайзи. Раскрученная франшиза – залог стабильной и прибыльной деятельности предпринимателя. Чем популярнее бренд, и чем больше масштаб его деятельности, тем выше будут лицензионные отчисления.
  4. Регион ведения бизнеса. Франшиза в крупных городах стоит дороже всего, а вот в мелких населенных пунктах величину роялти лучше уменьшить, ведь спрос на услуги предпринимателя и объём его продаж будут значительно ниже.

Итак, несмотря на то, что в авторском праве активно применяются роялти, что это значит во франшизе – знает не каждый. При взвешенном подходе к определению типа и величины такого платежа франчайзинговые отношения будут выгодными для обеих сторон и обеспечат процветание бренда.